Умерший полковник не ограничился визитами в родовое поместье. Через полгода после смерти Дунина-Борковского в Чернигове стали пропадать и внезапно умирать люди. Говорят, они падали прямо на улицах и умирали от «смерти немочной» (в те времена так называли малокровие). Жертвами стали более двадцати человек и ёщё тридцать исчезли в неизвестном направлении. По городу поползли зловещие слухи, что это полковник-упырь встаёт из могилы, чтобы пить людскую кровь.
Пришедшие в ужас горожане обратились за помощью к архиепископу. Верили, что только Слово Божье способно остановить злодея. И вот в одну весеннюю ночь, когда очень долго не темнело и «сияния были в небесах» снова выехала из ворот монастыря призрачная карета и устремилась к имению полковника на Чёрной круче. На Красном мосту встретила упыря процессия мирян и священников с церковным песнопениями и хоругвями. Люди рассказывали, что рядом с полковником сидели черти и правили каретой. Архиепископ поднял крест и нечисть провалилась в воді Стрижня. А карета туманным облаком поплыла над рекой.

Когда на следующий день жители отважились придти и вскрыть могилу полковника, то мертвец лежал совсем как живой – дородный, румяный, а в зубах у него дымила трубка. (А, может, был то адский огонь). Нашлись смельчаки, которые пронзили грудь упыря осиновым колом, чтоб он больше не тревожил мирных людей. Гроб с телом перенесли в имение Борковских и там перезахоронили. Той же ночью разлилась Десна и затопила погребение. Над городом всю ночь стояла страшная гроза, а в небе среди молний видели гигантский силуэт полковника.

Теперь стоит уточнить, что именно вкладывали наши предки в ХVII – ХVIII веках в понятие «упырь». Этнографы фиксируют два пласта верований, касающихся этой нечисти. По одной версии, упырь - действительно оживший мертвец, сосущий кровь живых. По другой – упырь это злобный колдун, который своими чарами может накликать всякие беды. В частности, эпидемии, засуху, неурожай. Часто крестьяне, доведённые до отчаяния подобными невзгодами, искали причину их именно в кознях нечистой силы. Иван Франко фиксировал случаи сожжения предполагаемых упырей во время эпидемии холеры уже в ХІХ веке. Верят, что после смерти «упырь лежит как живой». В легенде о полковнике Борковском присутствуют элементы верований как в упыря-кровопийцу, так и в упыря-колдуна. Хотя последняя тенденция явно выражена сильнее. Ясно даётся понять, что полковник ещё при жизни подписал договор с дьяволом и таким образом стал упырём-чернокнижником.

Образ Василия-Дунина Борковского, зловещего упыря-кровопийцы, уже давно стал достоянием местного фольклора. Он имеет не много параллелей с действительным историческим лицом. Реальный полковник Борковский по праву считался одним из самых образованных и богатых людей своего времени. Он происходил из рода польских шляхтичей «герба Лебедя», потомков датских королей и графов Священной Римской империи.

Кстати, в своё время Дунин-Борковский, католик, принял православие, был генеральным обозным Войска запорожского, а потом Черниговским полковником. Говорят, Борковский знал 12 языков и в молодости, возможно, учился в одном из европейских университетов. Правда, слухи о непонятной природе богатства полковника и его тайных знаниях ходили уже и среди его современников. Но кому из учёных и властьимущих завистники не приписывали связи с дьяволом? Очевидно, Черниговский полковник не стал исключением. Дунин-Борковский активно принимал участие в политической жизни, был любимцем гетманов Мазепы и Самойловича (что, впрочем, не помешало ему принять участие в заговоре против последнего).

Слухи о том, что полковник не ходил в церковь и потому не венчался, не более чем вымысел.

Достоверно известно, что Дунин-Борковский был женат дважды. Имя его второй жены документы сохранили. Это была Мария Шуба, дочь козацкого сотника, ставшего впоследствии священником (!). Так что вряд ли верны и слухи о том, что Борковский умер без церковного покаяния. Тем более, что его похоронили в храме. Кстати, что касается места погребения Борковского, учёные-краеведы тоже настроены весьма скептически. Легенды о пустом склепе внутри собора, говорят историки, весьма преувеличены. Скорее всего, полковника похоронили не в самом соборе, а около него. Хотя, справедливости ради, стоит заметить, что до сих пор достоверно не известно место захоронения Черниговского Дракулы. И ещё одно интересное совпадение – все церкви, на которые Борковский в своё время пожертвовал деньги, подверглись пожарам и разграблениям. Может, и вправду богатство полковника было нажито неправедным путём…

Верить или нет черниговской легенде об упыре, каждый пусть решает сам. И хотя фольклорный образ полковника лишь отдалённо напоминает реальное историческое лицо, всё же замечу, что и валашский князь Влад Цепеш мало похож на хрестоматийный образ графа Дракулы, получившего мировую известность с лёгкой руки Брема Стокера.

@темы: русские вампиры, история с продолжением, история о вампирах, байки